Недельные главы Торы - Веякель-Пкудей





Автор - Яэль Зисман
Как известно, Тора поделена на главы и в течение всего года мы прочитываем ее от начала и до конца. И каждый год у нас есть возможность в течение года сделать свой тикун - исправление качеств и разных проступков. Каждая недельная глава дает нам определенную возможность для конкретного исправления. 
Главы Ваякель-Пкудей содержат огромное количество тайн. Только эти две главы можно изучать годами. Мы постараемся выделить из них несколько важных моментов, очень практичных для нашей жизни. То что практично, не значит приземленно. Наоборот, когда мы имеем возможность применять на практике секреты Торы и жить ими, то это возможность жить Божественную реальность в нашем мире. Освящать и наполнять смыслом существование. Одухотворять материю. И в этом цель проявления Творца в нашем мире. И это была цель постройки Мишкана - Ковчега Завета, а в последствии и Храма, через который проходила в наш мир Святость.

Строительство Ковчега Завета
Итак, с чего начинается глава Ваякель:
"Моше собрал всю общину сынов Израиля и сказал им: “Вот что Господь повелел исполнять. Шесть дней можно делать работу, а седьмой день — свят, это суббота покоя Господу. Всякий, кто делает [в этот день] работу, должен быть предан смерти. В день субботний не разводите огня во всех ваших жилищах”.

И это еще до того, как стали строить. Прежде всего, народ был предупрежден, что соблюдение шаббата важно даже при постройке Мишкана. 
Шесть дней они для работы - для всех видов ремесел, седьмой же день - святой, в нем запрещены 39 видов ремесел, потому что они отрывают человека от святой энергии Шабата. В Шабат все миры поднимаются вверх, также и нижние. И на месте нашего мира оказывается нижний мир. Поэтому остаться в нем в шаббат равносильно смерти. Смерти как отрыву от источника всего живого - от Творца, от Древа Жизни. 
И наоборот, когда человек не совершает работ и не зажигает огонь, что самое главное, то он подключен к Жизни, к самому источнику. 
В шаббат не горят огни Геенома - Ада. То есть тот, кто зажигает огонь в шаббат, фактически зажигает огонь там, где нельзя это делать, и способствует распространению Судов в мире, а также своему отрыву от источника жизни. Есть о чем задуматься.


Дальше идет описание того, что надо принести для строительства Ковчега: 

"Соберите у себя приношения Господу. Каждый, кого побуждает сердце, пусть доставит Господу приношение — золото, серебро, медь..."

"Пусть каждый из вас, кто мудр сердцем, придет и сделает все, что повелел Господь"

"Вся община сынов Израиля вышла от Моше, [и затем] все, кого влекло сердце и чей дух был расположен, пришли и принесли дары Господу "

"Приходили мужчины и женщины; каждый, у кого сердце было расположено, приносил кольца, серьги"

"Каждая мудрая сердцем женщина собственноручно пряла"

"Все мужчины и женщины — сыны Израиля, — которых сердце побуждало принести что-нибудь для какой-либо работы, которую Господь повелел сделать через Моше, приносили это как добровольный дар Господу"


Ключевые слова - всемудрые сердцемпобуждение или влечение сердца.

Все - это весь народ, построение Скинии - Ковчега это была возможность стать народом Божьим и проявить себя и свои самые лучшие качества отдачи, заботы о ближнем, а главное - работать и давать ради Творца. Не было в дарах принуждения, только если человек достиг определенной духовной ступени, на которой он уже научился давать и не чувствовать, что ему за это все должны, или ощущать гордость, или хвастовство. 

Отдача есть интимный процесс между Богом и человеком, проходящий через сердце человека и устанавливающий прямой канал контакта с Богом. Когда выстраивается эта глубинная связь, то человек начинает ощущать Творца как дом, из которого он ушел в далекое путешествие, но этот дом там, внутри него, и через свое сердце и душу он всегда найдет дорогу домой, тогда когда будет в соответствии с качествами Творца - любви и отдаче. 

Поэтому насильно давать на пожертвование и на Храм бесполезно, потому как не создаст он ту связь. Или наоборот, это отдача не будет настоящей и не является истинной. Поэтому прежде всего надо работать внутри себя над своей связью с Богом, чтобы потом внешне делать какие-то действия, чтобы они имели смысл и пользу. На Храм, на святое, дают от души.


Дальше в главе речь о том, как Бог обучил художественным ремеслам Бецалеля и Олиава, дал и мудрость в сердце и способность обучать других. 

"Бецалель, Олиав и все мудрые сердцем (те которые принесли приношения на постройку и обладали определенной духовной ступенью), которых Господь наделил мудростью и разумением (подключил к свету верхних высших сфирот Хохма и Бина) - , знающие, как исполнить все дело священной работы, - должны работать так, как повелел Господь”.

Моше призвал Бецалеля, Олиава и всех мудрых сердцем, всех, кого Господь наделил мудростью, каждого, кого сердце побудило приступить к работе и исполнить ее"


О чем здесь речь?
В главе описаны имена и особые способности двух художников, Бецалеля и Олиава, которых Творец наделил особыми способностями и мудростью создавать тонкие художественные работы в Мишкане. 

Пишет Нацив из Воложина, рабби Нафтали Цви Иеуда Берлин, что люди, упомянутые в Торе, рядом с их особыми качествами, или работой, которую они исполняют, это не обычные люди. И не стали делать эту работу случайно. И что другие люди не могут выполнить эту работу вместо них. По его словам, каждый человек создан и назначен для конкретной божественной миссии, которую он должен был исполнить. 

Моисей руководит народом и спускает Тору в наш мир, Аарон должен запустить в действие Мишкан и стать Коэном - Первосвященником, а Бецалель и Олиав должны построить Скинию - Мишкан. Эти люди были особенны тем, что смогли полностью выполнить свое предназначение, ради которого их душа спустилась в этот мир. И именно потому, что они сделали все в точности, что повелел им Творец, их имена остались в вечности.
Рамбан пишет, что "мудрость сердца", о которой идет речь, это также и открытие скрытых талантов в человеке. Это поможет нам понять главу и дальше. Пока евреи находились в Египте они не могли проявлять свои таланты и способности, потому что находились в рабстве. Как мы знаем, рабство и выход из рабства это то, что происходит с нами по сей день. Скоро мы будем праздновать Песах, который посвящен выходу из рабства, из узких и не позволяющих раскрыться нашим талантам и возможностям мест. 

Поэтому эта глава недаром располагается перед Песахом, она дает нам возможность посмотреть и найти те скрытые таланты, которые мы до сих пор не используем и на конец, выйти из Египта, и начать реализовывать их.
Значит речь в Торе о каждом из нас, не только о тех, кто жил в те времена, в этом и есть секрет. Речь о предназначении каждого из нас. О выборах, которые мы делаем каждый день. 

В соответствии с чем мы выбираем, например, чем заниматься в жизни? 
Чем руководствуемся? Ну обычно, практичностью, возможностью заработать деньги, возможностью сделать карьеру, продвинуться. 
А берем ли мы в расчет свое Божественное происхождение? 
Что есть что-то еще кроме наших сиюминутных желаний? 

Хорошо, если то, чем мы выбираем заниматься в жизни совпадает с тем, что мы и в правду должны тут делать. А если нет? Тогда фактически вся жизнь, все воплощение идет насмарку.


То есть, идеальное состояние это то, когда сам Творец наделяет нас мудростью и пониманием, и мы знаем, в чем наше предназначение. Мы прислушиваемся к голосу души, выясняем и не успокаиваемся до тех пор пока точно не узнаем, что именно мы должны делать. И ищем, пока не находим.

Вопросы которые мы должны задать себе на этой неделе:
Какова моя роль в мире?
В чем моя уникальность?
Как я узнаю, что это личная миссия, для которой я был создан?
Прислушайтесь к себе!


Мудрецы говорят, что нет ничего более удовлетворяющего и радующего человека, чем познание своей роли на Земле, и тот человек, который способен реализовать свой потенциал и свои скрытые и открытые способности он счастливейший из людей.

А также помнить, что мы созданы по образу и подобию Творца, а значит должны научиться походить на него по качествам. Как пишут мудрецы: Бог сострадателен, значит и ты сострадай, Бог милует значит и ты милуй. Качества сострадания, терпения, отдачи и заботы, также как ведет себя Бог со Своим творением. Это поможет нам сохранить в себе Целем Элоким - образ и подобие Творцу, а также найти себя и свое особое место в этой жизни. 




Популярные сообщения из этого блога

Святой Червь и Нечистый Червь

О числе 26

В чем секрет Целема?