ПЕСАХ - из книги ЗОАР

Зоар с комментарием Сулам к Песаху

Перевод и объяснения Яэль Зисман

Глава Вайера – статья "וה' פקד את שרה"  «И Творец приказал Саре"

414) Учил рабби Йоси: Все что делает Святой Благословен Он, не должен делать, а только сказать. Все, что исходит из святого места, немедленно исполняется. Иди и смотри силу доблести Творца, как написано: «По распоряжению Всевышнего сотворены Небеса». Сказал рабби Йоханан, как написано: «Прошел Я по Египту. Я, а не ангел» и т.д.

415) Если так, то это большая честь для Египта, что сам Творец прошел там, а не его помощники, так как не похож тот, кого ловит сам Царь, на тех, кого ловит простой народ. И нет народа, более запачканного  нечистотами Тума, чем Египет, как написано: «Их тела как мясо ослов». Потому что подозреваются в мужеложстве, и происходят они от Хама, который сотворил с отцом (Ноахом) то, что сотворил (насилие, оскопление). И проклял его Ноах и сына его Кнаана. И так как не было у Святого Благословен Он, ангела или посланца отправить сотворить месть Египту, так как сделали Ашуру, который был сыном Шема (сына Ноаха), как написано: «И сыновья Шема – Элем и Ашур». И там был великий священнослужитель Коен и благословен был, как написано: «Благословен Творец, Бог Шема». И были у Шема величие и благословение на братьев. И написано о них: «И вышел ангел Творца и ударил по стану Ашура», то есть через посланца сделано. А о Египте, народ которого нечист более других народов, сказано: «Я, а не ангел».

416) Потому сказал рабби Йеуда: «Отсюда мы учим силу доблести Творца, и его превосходство, что Он возвышается над всем. Сказал Творец: народ Египта нечист и отвратителен, и не подобает посылать ангела, и ни серафима, и ни посланца. И когда говорит «из места своей святости», да будет так и немедленно исполняется, то что ангел не может исполнить. А Святой Благословен Он, «из места своей святости», да будет так и немедленно исполняется, что Он хочет сделать. Поэтому это отмщение не происходит через ангела и посланца, для позора Египта, и показать величие места, потому что не хотел, чтобы вошла меж них святость, поэтому об этом сказано: «Я, а не ангел», Я могу сделать, а ангел нет.


Глава Шмот – статья «Почему изгнание и почему в Египте»

246) Когда сидели, сказал рабби Элазар своему отцу рабби Шимону: Что видел Творец, когда спустил израильтян в египетское изгнание? Ответил ему рабби Шимон: Ты задаешь один вопрос или два вопроса? Отвечал ему рабби Элазар: Два вопроса я задаю - первый, почему нужно было изгнание, второй - почему именно в Египте? Сказал ему рабби Шимон: это два вопроса, но они объединяются в один. И говорил рабби Шимон: Встань в своем существовании, на своем духовном уровне, для тебя существуют верха, это слово на твое имя. Говори, сын мой, говори.
(Для толкования вопроса рабби Элазар обратился к Песне Песней царя Соломона, прокомментировав абзац:
Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа,но един­ствен­ная – она, голубица моя, чистая моя; един­ствен­ная она у матери своей, отличен­ная у роди­тель­ницы своей. Увидели ее девицы, и – превоз­несли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее.

247) Открыл (рабби Элазар) и сказал: "Шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц" (Песнь песней 6-8). Шестьдесят цариц, они герои со стороны Гвура, "хватающиеся за резьбу", то есть за внешнюю сторону, святого животного Израиля, который Мальхут, и поэтому названа именем Шестьдесят Цариц. Они, ангелы, поставленные над народами мира, как написано далее. И восемьдесят наложниц, они ангелы, назначенные над резьбой Мальхут, находятся под Шестьюдесятью Царицами. Поэтому называются наложницами, а не царицами. "И девиц без числа", когда сказал "Есть ли счет воинствам Его?" (Йов 25-3), и вместе с тем написано: "Но единственная она – голубка моя, чистая моя, одна она у матери своей", это Святая Шхина (общая душа), исходящая из Двенадцати Светов, и она Сияние, освещающее все. Поэтому называется Матерью, как написано "одна она у матери своей".

248) Так сделал Творец на Земле. Раскидал все народы по разным сторонам и поставил над ними правителей Мемуним, как написано: "распределил их Бог по разным народам". И взял Творец Благословен Он под свою опеку Кнессет Исраэль. И как написано "потому что разделил Бог с Яковом раздел в наследство". И назвал ее "единственная она – голубка моя, чистая моя, одна она у матери своей", это Шхина - Божественное присутствие, пребывающее среди них, единственная Она (Шхина) и особенная для Него (Творца). "Увидели ее девицы, и – превознесли ее" (Песнь песней, 6-9) это, как уже сказал, "многие женщины успешны, но ты поднялась над всеми". "Царицы и наложницы, и – восхвалили ее" (Песнь песней, 6-9) это министры (ангелы) народов мира, что поставлены над ними.

249) Еще секрет здесь, мы учили, что Десятью Изречениями создан мир, и когда посмотришь, то они только три, которыми создан мир, через Мудрость - Хохма, Понимание - Твуна, Познание - Даат. И мир создан только для Исраэль. Когда захотел Творец быть опорой миру сделал Аврааму по секрету Хохма, Ицхаку - по секрету Твуна (Бина), и Яакову - по секрету Даат, как написано "знанием комнаты наполнятся", и это секрет сфирот Хесед, Гвура и Тиферет, которые поднялись и стали Хохма, Бина и Даат. И в этот час усовершенствовался и улучшился весь мир. И когда родились у Яакова 12 сыновей - колен, которые стали секретом 12 границ диагонали (в Древе Жизни - интеграцию качеств один в другом), усовершенствовалось все в этом мире, и стал подобен миру Ацилют (мир высшего Божественного присутствия, в котором даже ангелы не находятся). (Колена позволили соединитьל все стороны света, все качества и силы в одно, и стала ясна идея Одного Бога, которая была уже известна Аврааму, но сыновья Якова позволили проявить в нашем мире форму Высшего мира Ацилют).


250) Когда увидел Святой Благословен Он большую радость этого мира, который усовершенствовался подобно высшему, сказал: как бы не смешались 12 колен с другими народами, и останется изъян во всех мирах. Что сделал Творец? Передвинул всех отсюда сюда, пока не спустились в Египет обитать в своих жилищах, среди жестоковыйного  народа, хулящего их обычаи и унижающего их (израильтян) нежеланием вступать с ними в брак и смешиваться с ними. И (египтяне) считали их рабами. Мужчины гнушались их, и женщины брезговали ими. Пока не усовершенствовалось все в святом семени, без смешения с чуждым. В то же время завершился грех народов. Как сказано: "потому что еще не полна вина эмореев" (Берейшит, Лех Леха, гл.15). И когда вышли, то вышли святыми праведниками. Как написано: "колена народа Божьего, - свидетельство для Израиля" (Теилим 122-4). Пришел рабби Шимон и поцеловал его (рабби Элазара) в голову. Сказал ему: "Стой, мой сын, на своей ступени, потому что время твое пришло".

Комментарий Сулам: И в этом находятся оба вопроса, которые задал: почему Израиль пошел в изгнание и почему именно в Египет. Из страха, чтобы не смешались колена Израилевы с другими народами, которые уважали Израиль, спустил Творец их в Египет, к египтянам, которые были гордецами, и унижали и брезговали израильтянами. И были там израильтяне до тех пор, пока "еще не полна вина эмореев", и тогда вернулись в свою землю, и с тех пор нет боязни, что смешаются с другими народами. 

Что такое грех эмореев, из-за которого израильтяне должны были отсиживаться в Египте?

В Торе описывается событие, которое называется "брит бейн а-бтарим", когда Бог открылся Аврааму и заключил с ним союз, а также сказал ему, что его потомки унаследуют "Землю семи народов" (земля Израиля), но вместе с тем, его потомки будут рабами в чужой стране, и только при освобождении из рабства унаследуют её. И случится это тогда, когда будет "полна чаша грехов эмореев".

И грех их вот в чем:

"Израиль направил послов к Сихону, царю эмореев, с такой просьбой: “Позволь нам пройти через твою страну! Мы не будем сворачивать ни в поля, ни в виноградники, не будем пить воду из колодцев. Мы будем идти по [главному], царскому тракту, пока не минуем твои пределы”. Но Сихон не позволил Израилю пройти через его пределы. Собрав весь свой народ, Сихон (царь эморейцев) вышел в пустыню навстречу Израилю. Он дошел до Яѓаца и [там] сразился с Израилем." (Бемидбар 21) 
Эморийцы стали походить привычками на народ Сдома, который был уничтожен за грехи, в том числе, за то, что они не хотели исполнять заповедь гостеприимства. Они выступают против прохождения каждого гостя через свою провинцию, и поэтому приговариваются за свой грех.
Б-г сказал Аврааму: «А четвертое поколение вернется сюда [в Землю Израиля], ибо не полна вина эмореев до тех пор». 

И как пишет Зоар: И были там израильтяне до тех пор, пока "еще не полна вина эмореев", и тогда вернулись в свою землю, и с тех пор нет боязни, что смешаются с другими народами. 


251) Сидел рабби Шимон, а сын его, рабби Элазар, стоит и комментирует секреты Мудрости. И сияло лицо его, как солнце. А слова рассеивались и разлетались по небосводу. Они сидели два дня, не ели и не пили. И не знали, день был или ночь. Когда вышли, узнали, что прошло два дня, и ничего не ели. И сказал об этом рабби Шимон: "и был там (Моше) с Богом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил" (Шмот 34 - "Он писал на скрижалях слова союза — Десять речений"). И что с нами, которые удостоились единения - Двекут - с Творцом на час, было так, что пронеслись над нами два дня в Свете Творца, и не знали где мы. А Моше, о котором свидетельствует написанное, "и был там с Богом сорок дней и сорок ночей" и подавно.

252) Когда подошел рабби Хия перед рабби и рассказал ему о случившемся, изумился рабби. И сказал ему отец, рабби Шимон бен Гамлиель: сын мой, рабби Шимон бен Йохай это лев. И сын его, рабби Элазар, тоже Лев, и рабби Шимон не как другие львы. Написано о нем: "Лев зарычит - кто не убоится?" (Амос 3). И все высшие миры содрогаются от него, а мы и подавно. Это человек, который ни разу в жизни не соблюдал пост, когда спрашивал и молился, потому что он приговаривает, а Святой Благословен Он исполняет. Творец приговаривает, а он отменяет приговоры. И мы учили, как написано: "властвующий над людьми должен быть праведником, властвующим богобоязненно" (Пророки, Шмуэль 2, 23-3). Потому что Святой Благословен Он управляет человеком, а кто управляет Святым Благословен Он? Праведник. Потому Творец выносит приговор, а праведник отменяет.

Пояснение: Что значит "Творец выносит приговор, а праведник отменяет"? 
Кто такой ПРАВЕДНИК? Праведники - основа нашего материального мира - цадик йесод Олам. . То есть, праведники это такая духовная система, за счет которой существует наш мир. В каждом поколении живут не менее 36 праведников. ОНИ СОХРАНЯЮТ БАЛАНС сил во все времена.
Основа мира - это сфират "Йесод". 
Праведник символизирует собой сфират Йесод, это последняя сфира древа Жизни, из которой все изобилие высшего мира попадает в нижнюю сфиру - Мальхут. Поэтому Праведники считаются Основой мира. 
Это и есть духовное предназначение ПРАВЕДНИКОВ - проводить духовный Свет из высших духовных миров в наш материальный мир. За счет этой силы мы существуем.

Теперь....Что значит выражение:
הקדוש ברוך הוא גוזר והצדיק מבטל. צדיק גוזר והקדוש ברוך הוא מקיים.
"Кадош Баруху гозер – цадик меватель. Цадик гозер – Кадош Баруху мекаем".
Кадош баруху - Святой Благословен он - это уровень Зеир Анпин, уровень 7 нижних сфирот.
То есть праведник в состоянии отменить гзирот - приговоры, которые были приняты Творцом уровня Зеир Анпин. Рабби Шимон поднялся на уровень выше, чем Зеир Анпин, поэтому обладал и обладает силой отменять приговоры, сделанные на уровне Зеир Анпин - Малого Лика, который представляет собой систему причины и следствия, и на которую можно влиять - через действия праведника - цадика, через цдаку - пожертвование, через тшува - покаяние и пересмотр своих поступков. 

Рабби Шимон скрыл в книге Зоар Свет Машиаха, и написал, что именно книга Зоар является Ноевым Ковчегом (Тейват Ноах) последнего поколения. Только она и сила рабби Шимона позволит отодвинуть смерть из этого мира. Поэтому хранение у себя, ношение с собой (как вариант защиты), а также чтение и углубленное изучение Зоара является нашей возможностью отменять приговоры в нашей жизни, а также во всем мире. Других способов не останется. Только лимуд Торат а-Нистар - только изучение скрытой Торы. 







Популярные сообщения из этого блога

Святой Червь и Нечистый Червь

В чем секрет Целема?

О числе 26